<
Почему в глубинке Коми старые кладбищенские кресты ставят на могилы чужих людей?
Опубликовано в рубрике: свежий обзор прессы

 Недавно житель Санкт-Петербурга Александр Маталов побывал в деревне Ды (Острово) Удорского района — это малая родина матери его супруги Татьяны Потетюриной. Сегодня в деревушке живут всего две бабушки. Здесь нет интернета, полицейских и не продают хлеба. Предлагаем вниманию читателей удорские зарисовки блоггера a_les_sandro. Мы договорились с Таней, что об Удоре я напишу максимально сухо, как бюрократ. А Таня подробно напишет об этой волшебной стране, обо всех наших перемещениях, о приключениях, о родственниках и их родословных до 12-го колена, о разговорах, шутках, песнях и даже – внимание – о переломе руки Лидии Алексеевны. Пишу сухо, с максимальным формализмом. Что? Удора – это Удорский район Республики Коми. Центр – село Кослан. Нас интересовали деревня Дi (произносится Ды, в переводе – Острово) и рядом расположенные (названия пишу по-русски) Катча, Вильгорт, Пони Ды, Кирик. Как добраться? Всего пять шагов: 1. Самолетом СПб – Сыктывкар (1 час 40 минут), 2. затем поездом Сыктывкар – Кослан (примерно 8 часов), 3. затем 160 км на машине (сначала по асфальту, потом по плохому асфальту, потом по плохой грунтовой дороге и аварийным деревянным мостам, потом по хорошей грунтовой дороге) до Важгорта (примерно 3 часа), 4. затем на самодельном пароме через реку Вашку, 5. затем 6 км по непростой дороге с форсированием еще одной речушки (плюс полчаса). Итак, рассвет. Переплываем Вашку. Паром самодельный, идет устойчиво. Капитан молодой, опытный, решительный. Оказываемся среди лугов. В прошлом году все было бело от ромашек. В этом году они уже отцвели, но бюрократической душе хочется, чтобы их относительная доля в цветочной массе луга была выше. Поэтому фотографирую с максимальным попаданием ромашек в кадр. Процент постоянной заселенности домов крайне низкий. Дома огромны. Окна и двери заколочены. Амбары наверняка пусты. Раньше на лугах паслись многочисленные колхозные стада. Поэтому луга были обнесены изгородями. Сейчас поголовье снизилось в разы и загораживать не то чтобы некого, но не от кого. Дерево чернеет, покрывается лишайниками. Износ дерева 70%. Столбы падают (износ 100%), но продолжают украшать панораму. Вдали на лугу пасутся коровы. Количество пастухов – 0. Поэтому некоторые коровы пасутся возле полупустынных строений. Коровы самостоятельно возвращаются на дойку. Идти километров 6. Так как количество пастухов равно нулю, то коровы каждый вечер сами выбирают маршрут. Могут идти через лес или деревню. Животные идут строгим порядком. Лошади – своей тропой, коровы – своей. Река Вашка. Широкая, но в этом году мелководная. Водоем другого типа. Весной он больше похож на озеро, поэтому лодка ждет весны. А может быть, уже ничего не ждет. В заключительный вечер к нам в гости пришли почти единственные в деревне две местные жительницы: слева – Алефтина Васильевна, справа – Августа Ивановна (Августа чой, т.е. сестра Августа). Они не сестры ни между собой, ни нашим родственникам не сестры, но Августу иначе как Августа чой и не назовешь. Примечание для любителей докопаться до истины. Две причины, по которым Августу называют чой: 1. раньше моя теща вместе со своими сестрами считали и Августу сетрой и называли ее чой, но после построения на куске обоев огромного генеалогического древа во время предыдущего посещения Острово выяснили, что Августа им не сестра, а тетка, но чой по привычке осталось; 2. Августа — самая главная в деревне, а чой – уважительное обращение. От угощений отказались, изучают старинные фотографии жителей деревни. Очками не пользуются. Всех помнят поименно. Бабули расходятся по домам. В деревне очень душевно, но совсем безлюдно. Когда идет дождь, грустно. В заключение еще немного бюрократической информации об Острово. Мобильная связь и интернет – отсутствуют. Общественный транспорт – отсутствует. Магазины – отсутствуют. Медпункт – отсутствует. Почта – отсутствует. Газ – отсутствует. Ничего нет. Летом живут только 2 коми бабули да еще пара человек помоложе. Язык общения – коми. Да, еще есть электричество. Цветокоррекция для кладбища Для кладбищ выбирают самое красивое место. Жители Острово нашли такое место в 6 км от деревни. Кладбище находится за рекой, на горке и расположено на открытой полянке с видом на деревню. Мягкий сухой песок, таежный мох. Тишина. Растущие вокруг поляны сосны создают эхо. Кто не был в Коми, сразу обратит внимание на интересные особенности местных деревенских кладбищ. Могильный холмик обшит досками. Крест выполнен из квадратного в сечении бруса, снаружи окрашен. Верх креста укрыт по образу и подобию двускатной крыши. Некоторые могилы обнесены деревянными оградами. Горизонтальные жерди провисают и подстраиваются под рельеф. Деревянные кресты красивы. Надписи на них выдавлены вручную, шрифт напоминает берестяное письмо. Но краска выцветает и смывается, а дерево гниет. Со временем кресты наклоняются и падают. Постепенно старые кресты заменяют на металлические. Иногда устанавливают гранитные памятники. Тогда ненужные деревянные кресты отправляются на свалку. Интересно, что наиболее крепкие из них могут снова оказаться на соседних могилах, когда кто-нибудь решает обновить с их помощью более ветхие кресты своих близких. Это обычная практика. Так делают все. Старые ограды лежат здесь же. Если родственники по каким-то причинам не хотят бросать старый крест в общую кучу, то они аккуратно прислоняют его к дереву. Обратите внимание на надпись. Вот интересное захоронение. Новый деревянный крест выполнен согласно местной традиции. На портрете красивое лицо участника Первой мировой. Вообще кладбище не производит гнетущего кладбищенского впечатления. Наоборот, многое глазу приятно. Например то, как выцветают краски. От солнца, ветра, дождя краски не просто смываются с дерева, а постепенно утрачивают свою насыщенность, становятся нежными, как бы пастельными. Розоватый цвет, голубоватый. Танина родня тоже заменила деревянные кресты на металлические. Кресты сделаны местным умельцем по собственному проекту, дожидаются нас в соседней деревне. После установки крестов Августа чой, которая в деревне самый главный человек и поэтому выполняет функции священника, разожгла в глиняной чаше угли, добавила ладан и как кадилом окурила могилы с новыми крестами. Окуривая, читала молитву. По-русски. Все как положено, с троекратным повторением. Профессиональных православных служителей в этих местах днем с огнем не найти. Источник: a_les_sandro.

Источник

admin @ 4:01 дп

Нет комментариев к этой статьи.

Добавить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>



RSS лента для чтения комментариев к этой статье | Обратная ссылка URI