<
Кто отчитается по расходам?
Опубликовано в рубрике: свежий обзор прессы

 Распечатать В ближайшем будущем Минфин займется совершенствованием механизма контроля над крупными расходами чиновников и сотрудников госкомпаний, разъяснили в ведомстве. Но эксперты пока не исключают вероятности установления тотального контроля над расходами всех россиян. Минфин и ФНС обсуждают идею введения контроля над крупными расходами граждан с целью борьбы с «серыми» зарплатами и пополнением бюджета. Об этом в среду, нарушив июльское отпускное благодушие, сообщает деловая пресса, в комментарии представитель Минфина уточнил, что от данного ведомства такая инициатива не исходила. Как отметил попутно замминистра финансов Илья Трунин, нельзя переходить к налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов напрямую. Такой переход может повлечь за собой рост споров с налоговиками с неочевидным исходом. Очевидно, что на соответствующий переходный период потребуется несколько лет. Тогда как уже сегодня госслужащие и представители госкомпаний ежегодно декларируют доходы, состояния и крупные расходы. Но эти данные сейчас никак не используются в налоговом администрировании, указал Трунин. Сама по себе упомянутая идея представляется вполне разумной и во многих развитых странах успешно реализуется, заметила «Вести.Экономика» руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Александра Суслина. Однако в России и в самом деле было бы резонно начать с контроля над расходами чиновничества, используя для этого уже имеющийся декларационный механизм. С учетом потенциальных соответствующих расходных сумм это могло бы возыметь определенный эффект. При том, что налаживание контроля над расходами россиян представляется заведомо дорогим и трудоемким делом, успех которого в текущих условиях дефицитного бюджета не выглядит однозначным, оговорила Суслина. В сегодняшних обстоятельствах, отметил первый замглавы комитета Госдумы по экономической политике и первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов, введение названной меры лишь спровоцирует активизацию вывода капиталов в другие страны, например в Британию или Швейцарию. При этом существующими каналами их вывода окажутся в состоянии воспользоваться именно лица из «групп риска», в первую очередь представители чиновничества, у которых реальные расходы порой в разы и десятки раз превышают их официальные доходы. А потому было бы логично озадачиться усилением финансового контроля и борьбой с существующими масштабными преступными схемами, вместо того чтобы «сажать под колпак» всех добропорядочных граждан, указал Емельянов. В этой связи, добавил он, в частности, следовало бы задействовать меры по ограничению валютных операций и потоков капитала, применявшиеся в 1998-1999 гг. Идея введения налогового контроля крупных расходов, как напомнила замдиректора гражданско-правового департамента юридической фирмы «КЛИФФ» Татьяна Никитина, тоже не нова для России. В 1998 г. был принят Федеральный закон «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам» №116-ФЗ, который отменили уже в 1999 г. После чего в Налоговом кодексе РФ появились новые нормы о налоговом контроле за расходами физлиц (ст. 86.1 — 86.3 НК РФ). Ими предполагалось установление соответствия крупных расходов лица его доходам. В частности, в ст.86.1 перечислялось имущество, расходы на приобретение которого могли контролировать налоговые органы (недвижимое имущество, транспортные средства), получая надлежащую информацию от организаций, осуществляющих регистрацию прав на имущество и сделок с ним. Однако в 2003 г. эти нормы также утратили силу. Тем не менее налоговые органы не отказались от соответствующих идей. Об этом свидетельствовали и известные судебные прецеденты в 2013—2014 гг., в том числе в Белгородской области, рассказала Никитина. По словам Татьяны Никитиной, подобная практика существует и в других странах. Например, во Франции применяется процедура под названием «Проверка налогового статуса» (examen contradictoire de situation fiscale personnelle), когда сравниваются задекларированные доходы лица с его расходами. В США также существуют нормы, которые обязывают налогоплательщика в случае несоответствия расходов его доходам доказывать источники полученных доходов. Хотя не следует забывать, что в нашей стране налогооблагаемой базой все-таки являются доходы, а не расходы. Следует учесть, что в соответствии со ст. 19 Конституции РФ и во взаимосвязи ее со ст.57, налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться в зависимости от имущественного положения или других обстоятельств. И как разъяснил Конституционный суд РФ, введение различных условий для различных категорий субъектов права не может носить произвольный характер и должны основываться на соответствующих объективных характеристиках, резюмировала замдиректора гражданско-правового департамента юридической фирмы «КЛИФФ». И в заключение призвала к принятию взвешенных решений, которые отвечали бы конституционным принципам и действующему законодательству РФ. Собственный российский и накопленный зарубежный опыт показывает, что при осложнении ситуации состоятельные граждане уходят туда, где лучше, в том числе перемещаясь в другие налоговые юрисдикции, констатировал директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Тем не менее он не исключил, что в дальнейшем обсуждаемая мера все же может быть введена по двум причинам. Первая обусловлена необходимостью пополнения бюджета, а вторая – электоральными соображениями. «Введение контроля над чужими крупными расходами, вероятно, порадует немалую часть избирателей. И это обстоятельство также может быть учтено в преддверии нового электорального цикла в 2018 г.», — пояснил Николаев. Александра Суслина также допустила возможность принятия в дальнейшем упомянутых нововведений, поскольку о них так много говорят представители заинтересованных структур. Впрочем, к вечеру среды пресс-служба Минфина распространила сообщение о том, что в названном ведомстве накануне прошло плановое совещание по вопросу улучшения налогового администрирования и повышения собираемости налогов. И как сообщил журналистами министр финансов Антон Силуанов, «в частности, обсуждалась необходимость сокращения теневого сектора экономики, борьбы с зарплатами «в конвертах», что должно обеспечить повышение собираемости налогов и сборов, пополнение доходной части бюджетной системы, в том числе Пенсионного фонда РФ». При этом вопрос контроля над расходами граждан на совещании не рассматривался. Сегодня существует механизм контроля над крупными расходами чиновников и сотрудников госкомпаний, который не подразумевает налоговых последствий. В развитие данной темы можно говорить о дальнейшем совершенствовании этого механизма, заключил министр. Наталья Приходко

Источник

admin @ 6:00 дп

Нет комментариев к этой статьи.

Добавить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>



RSS лента для чтения комментариев к этой статье | Обратная ссылка URI