Одиннадцатого февраля на пост директора Государственного литературного музея был официально назначен филолог и литературный критик Дмитрий Бак, оставивший ради этого должность проректора по научной работе РГГУ. Государственный литературный музей, состоящий из «штаб-квартиры» на Петровке, в здании Высоко-Петровского монастыря, и 13 филиалов в Москве, Подмосковье и Кисловодске, ? самое богатое у нас в стране собрание архивных документов и предметов искусства, имеющих отношение к русской литературе (оно продолжает пополняться ? в среду в Москву прибыл купленный для музея фонд Алексея Ремизова). Между тем интерес к этому музею в обществе невелик. «Пятница» поговорила с Дмитрием Баком о том, возможно ли это изменить и как эффективно управлять таким огромным хозяйством. ? Нет ощущения, что литературный музей ? это что-то, отдающее нафталином? ? Есть немного. Мы как-то приучены к тому, что настоящий музей ? это собрание шедевров изобразительного искусства. А знакомство с книгой ? это нематериальный процесс. Что выставлять-то? Стул, на котором писатель сидел? ? Зачем тогда нужен Литмузей? ? Наше собрание ? это не только «музей-квартира». Здесь настоящие сокровища: от инкунабул из библиотеки Демьяна Бедного до подлинников Абрахама Брейгеля из коллекции Алексея Толстого. ? Почему об этих богатствах публике почти неизвестно? ? Потому что у музея нет концепции. Изначально это был масштабный и утопический проект Владимира Бонч-Бруевича, который на протяжении лет пятнадцати собирал в стране и за рубежом все, что имеет отношение к литературе. А в шестидесятые-семидесятые годы в Литмузей стали включаться усадьбы, дома, мемориальные квартиры. В результате возникло собрание огромной ценности, но очень эклектичное. ? Какая же будет концепция? ? Сегодня Литературный музей ? это такой айсберг. Внизу фонды, описи, регламентирующие документы, режимы хранения и т.д. Вверху ? хрестоматия: Пушкин ? наше все, Некрасов ? защитник простого народа. Скучно. Надо изменить установку, показывать классику не как набор предметов и фактов, а как нечто живое. Ключ к этому ? современная литература, то, что происходит здесь и сейчас, а не пылится в витрине. ? Странно из уст директора музея это слышать. ? Музей ? это событие, в которое надо вовлечь. Он должен стать площадкой, на которой можно познакомиться с профессионалами, работающими на поле литературы. Это и писатели, и издатели, и художники, и редакторы, и критики, и литературные агенты. Вокруг этих встреч нужно выстраивать фестивали, ярмарки, премии. Например, «Большая книга» могла бы проходить на площадке Литмузея. Должна быть жизнь. Удачный пример ? «Сказка выходного дня» Ксении Белькевич в нашем филиале «Дом Остроухова» в Трубниковском переулке. Родители приходят сюда с детьми, читают вместе сказку, потом ее обсуждают. Это весело, интересно, и музей должен таким заниматься. ? У нас событийные места все похожи на парк Горького. Гамак плюс вай-фай. ? А разве не нужен вай-фай? Должно быть современное пространство, с… Читать целиком ?
Фев 15
Опубликовано в рубрике: свежий обзор прессы
Нет комментариев к этой статьи.