<
Минск стал более критично относиться к сотрудничеству с Пекином
Опубликовано в рубрике: свежий обзор прессы

 Как отмечают аналитики  BISS в новом выпуске Белорусского внешнеполитического индекса, предоставленном «Ежедневнику», укрепление данной тенденции стало результатом, с одной стороны, отсутствия значительных китайских кредитов и выгодных для Беларуси совместных проектов, а с другой — увеличением помощи от России, когда белорусская экономика не так отчаянно нуждается во внешних заимствованиях. Поэтому, на место громких заявлений об амбициозных, но, как правило, не реализуемых на практике проектов, постепенно приходят не такие масштабные, но реалистичные и, в целом, взаимовыгодные для обеих сторон предложения. Значительная часть событий в развитии анализируемых в июле-августе белорусско-китайских отношений пришлась на июль и была связана с визитом ряда высокопоставленных руководителей КНР и проведением очередного заседания двусторонней комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Результаты этих встреч и переговоров на фоне предыдущего разочарования белорусского руководства привели к кульминации в виде совещания у президента по использованию китайских кредитов. Одним из важнейших стал визит представительной деловой делегации КНР во главе с первым замминистра коммерции  Чжун Шанем. Белорусская сторона во многом рассматривала этот визит как возможность направить развитие белорусско-китайских отношений в более выгодное для Беларуси русло. Так, вице-премьер Тозик обратил особое внимание китайских партнеров на то, что Беларусь стремится получать от Китая в большей степени прямые инвестиции, чем кредиты, а тем более связанные кредиты. А премьер-министр Мясникович, по-видимому, имея в виду обсуждаемый в Китае проект «Нового шелкового пути», подробно остановился на необходимости развития транспортно-логистической инфраструктуры, соединяющей Китай, Россию и Беларусь. Кроме того, руководитель белорусского правительства предложил китайской стороне либо присоединяться к существующим белорусско-российским проектам в сфере промышленного производства, либо включать белорусских партнеров в аналогичные российско-китайские проекты. Говоря о белорусско-китайских проектах, Мясникович и его заместитель подчеркнули необходимость активизации работ в Китайско-белорусском индустриальном парке, а также на производстве автомобилей «БелДжи». По мнению Мясниковича и Тозика, китайская сторона должна активнее участвовать в реализации этих проектов, в том числе и путем выделения кредитов, но уже не государству, а непосредственно заинтересованным экономическим субъектам. Для облегчения этого процесса Беларусь готова пойти на то, чтобы китайские банки начали работать непосредственно на ее территории. Редкий случай, когда, рассуждая о динамике товарооборота, белорусские чиновники такого уровня прямо указали на неприемлемо большое отрицательное сальдо в торговле Беларуси с Китаем. До этого подобные заявления звучали только из уст советника МИД В.Мацеля. Впрочем, такая озабоченность белорусской стороны пока не находит отклика у китайских партнеров. Это лишь подтверждает предположение о том, что КНР рассматривает Беларусь исключительно как удобный рынок для сбыта собственных товаров, прежде всего, через систему связанных кредитов. Еще одним ударом по устоявшемуся позитивному образу белорусско-китайского сотрудничества стало заявление, сделанное 18 июля вице-премьером А.Калининым, которое касалось планов постройки второй взлетно-посадочной полосы Национального аэропорта «Минск». Калинин не только прямо и четко заявил, что она будет построена без участия китайских компаний, но и объяснил причину такого решения: сметная стоимость строительства, по расчетам белорусской стороны, составляет около 300 млн долл., в то время как китайские подрядчики оценили стоимость проекта в 1,2 млрд долл., то есть, завысили ее в четыре раза. В отношении реализации самого главного белорусско-китайского проекта — КБИП — в рассматриваемый период не произошло значимых событий. А вот в контексте реализации другого знакового проекта — производства автомобилей «БелДжи» —  следует отметить заявление председателя Белорусского банка развития Сергея Румаса, который заявил, что  автомобили с уровнем локализации не менее 30%, а также автомобили производства белорусско-китайского СП «БелДжи» получат право свободного перемещения на территории Единого экономического пространства с августа 2014 г. Это серьезное достижение Беларуси, так как эксперты неоднократно указывали на опасность того, что Россия может посчитать производство «БелДжи» не более, чем реэкспортом китайских автомобилей, и запретить их реализацию на своей территории. Уровень же локализации в 30% не является высоким, а сама возможность беспрепятственного допуска на рынки России и Казахстана дает этому проекту шанс на успех. В подкрепление своих слов С.Румас обеспечил открытие Банком развития экспортной кредитной линии ТОО «Вираж» (Казахстан) на сумму 10,9 млн долл. США для расчетов с СЗАО «БелДжи» за поставки автомобилей Geely белорусской сборки на казахстанский рынок. Кредитная линия открыта сроком на 1 год с процентной ставкой в размере 1,9% годовых под страховое покрытие «Белэксимгаранта». Эксперты BISS считают, что в ближайшие месяцы не стоит ожидать каких-либо громких событий в белорусско-китайских отношениях. Умелая работа китайских дипломатов позволит сгладить негативное впечатление от вышеперечисленных заявлений белорусского руководства. Однако стабильно фиксируемая с января 2014 г. тенденция постепенно все более и более осторожного отношения к сотрудничеству с КНР позволяет прогнозировать, что от громких, но нереалистичных проектов стороны постепенно перейдут к более сбалансированному конструктивному сотрудничеству.

Источник

admin @ 3:00 дп

Нет комментариев к этой статьи.

Добавить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>



RSS лента для чтения комментариев к этой статье | Обратная ссылка URI