<
Сергей Варивода: «до «обеления» автосервиса Беларуси еще далеко» – Авто и закон – EJ: Автоновости
Опубликовано в рубрике: свежий обзор прессы

 С 1 ноября — времени вступления в силу указа N432 Беларусь медленно двинется в сторону легализации отечественного автосервиса в гаражных кооперативах.  Вопрос скорой легализации деятельности гаражных мастеров обсуждался на конференции «Автосервис Республики Беларусь: перспективы и пути развития». По просьбе «Ежедневника», один из ее участников — заместитель председателя РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» Сергей Варивода (на фото) рассказал о причинах существования теневого автосервиса в стране и путях его «обеления». — Как оцените долю теневого автосервиса в Беларуси? — По оценке председателя Белстата Владимира Зиновского., доля «теневой экономики» составляет 20-22%, «ненаблюдаемой» (бизнесмен, осуществляя законную деятельность, минимизирует налоговую базу, используя незаконные методы) — около 13%. По оценкам автомобильной ассоциации «БАА», доля утаиваемой налогооблагаемой базы в автосервисе достигает 50%, что косвенно подтвердили и результаты интернет-опроса пользователей услуг СТО. — Речь идет только о гаражных мастерских или любой СТО, пусть даже авторизованной, утаивающей часть выручки? — По моему глубокому убеждению, доля «теневых» доходов организаций автосервиса ничуть не меньше, а то и больше, чем в гаражах. Возможности «дяди васи» ограничены одним рабочим местом, выручка, а, следовательно, и сокрытая часть доходов, не могут быть большими. При этом масса мелких СТО оказывает услуги без отражения выручки в регистрах налогового учета, расчеты зачастую ведутся в валюте, а значит, о чеке не может быть и речи. Многие СТО приобретают запчасти у лжепредпринимательских структур за наличный расчет. Как видите, форм и методов ведения теневого автобизнеса много, «дядя вася» — лишь надводная часть айсберга. — Неужели клиентам СТО все равно, дают им чек после оплаты ремонта автомобиля или нет? — Я опираюсь на данные опроса, проведенного по моей просьбе на одном из интернет-порталов. Отвечая на вопрос, готовы ли они отказаться от чека при условии, что оплата будет на 20% меньше, большинство респондентов ответили положительно. Следовательно, теневой бизнес выгоден не только производителям услуг, но и потребителям, существует определенный негласный договор о минимизации налогов с выгодой для обеих сторон. — Часто ли в «тень» попадают легальные СТО? — Чем крупнее бизнес, тем больше он думает о рисках. И тем важнее для него исключить возможность внезапных потерь в результате контрольно-проверочных действий. Думаю, что доля теневой составляющей у крупных дилерских, авторизованных и иных легальных СТО незначительна. — Выходит, что чем меньше станция, тем больше на ней нарушений? — Автосервисы выживают в условиях низкой платежеспособности, минимизируя свои расходы. Правительство должно понимать это и идти навстречу, снижать налоговую нагрузку, а не повышать НДС до 22%. Совершенствуйте механизм администрирования действующих налогов, административные процедуры, снижайте арендную плату, сопутствующие платежи, ведь повышение налогов на фоне замедления экономики ни в одной стране мира не принесло эффекта. — Более половины выручки легального автосервиса уходит на уплату налогов. Отсюда искушение скрыть хотя бы часть выручки? — Да. Поэтому мы ратуем за снижение налогов и упрощенный режим налогообложения для всех предприятий автосервиса, что пока не находит поддержки у властей. Результат — с автосервисов уходят квалифицированные сотрудники, не скрывая, что в гаражах от нормочаса получат на треть больше. Знаю об этом не понаслышке — самому приходится выслушивать объяснения слесарей. — Какова же их средняя зарплата? — Около 10 миллионов рублей. Предполагаю, что, работая в гаражной мастерской, можно получить 1,5-2 тысячи долларов в месяц. — Еще одна особенность Беларуси — большое количество подержанных автомобилей. Если в России на тысячу населения в 2012 году продано 20,14 новых машин, Украине 4,79, а Казахстане — 5,15, то у нас показатель составляет всего 2,14. В такой ситуации количество «гаражников» не уменьшится? — Владелец подержанного автомобиля, как правило, не обращается на дилерскую или авторизованную станцию. Ввоз подержанных иномарок стимулирует рост неорганизованной торговли запчастями на рынках, в том числе бывшими в употреблении, и развитие гаражного сервиса. В 2013 году доля продаж подержанных автомобилей стремительно увеличивается, Беларусь становится страной б/у. Полагаю, и доля теневого автосервиса растет. — Какого результата от указа ожидаете? — Со временем — окончательного понимания властей необходимости запрета любой предпринимательской и производственной деятельности в гаражах. Автосервисы, склады, производственные мастерские организованы в гаражах, предназначенных для хранения личных автомобилей. В стране не хватит милиционеров и налоговиков, чтобы навести там элементарный порядок. Строгость наших законов легко компенсируется необязательностью их исполнения. Возможно, я излишне пессимистичен, но много ли найдется желающих выполнять требования указа и принимаемых в его развитие подзаконных нормативных актов? — Что же бессмысленного в регистрации гаражного мастера в качестве индивидуального предпринимателя? — Это лишь основное требование. Потребуется заключение договоров на вывоз твердых бытовых отходов, об учете и оплате за электричество по другим тарифам, нужно получить сертификат соответствия на услуги и пр. Это долго и хлопотно. Остается надеяться, что хоть какая-то часть незаконных ремесленников легализуется. Предполагаю, что их количество вряд ли превысит 10%. При ГСК часто строят специализированные помещения СТО для выполнения ремонтных работ. Почему бы не идти по этому пути? А для организации действенного контроля я бы потребовал от председателей гаражных кооперативов усиления контроля. Возможно, следует предусмотреть даже административную ответственность за бездеятельность, ведь эти люди прекрасно знают, кто и чем занимается в их кооперативе. Но до настоящего «обеления» автосервиса Беларуси еще далеко. Вот когда Министерство по налогам и сборам официально заявит, что декларируемая зарплата в микроорганизациях автосервиса сравнялась со средней по отрасли, можно будет рассчитывать на успех. Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник

admin @ 6:00 дп

Нет комментариев к этой статьи.

Добавить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>



RSS лента для чтения комментариев к этой статье | Обратная ссылка URI